<>

Константин Коничев. Повесть о Верещагине

   

Верещагин
   
   
Фото художника
Василия Верещагина
 
  

  
   

Содержание:

В родительском доме - 2 - 3 - 4
В царский приезд - 2 - 3
Поездка на богомолье - 2 - 3
Первое плавание - 2
На избранный путь - 2 - 3
В дни «освобождения» - 2
В Академии - 2 - 3
В Тифлисе
В Париже - 2 - 3 - 4 - 5
Поездка в Закавказье - 2 - 3 - 4
На Шексне - 2 - 3 - 4
В Туркестане - 2 - 3 - 4
«Забытый» и другие - 2 - 3
Персональная выставка
2 - 3 - 4 - 5
В путешествие - 2 - 3
В Индии - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
Накануне войны - 2 - 3 - 4
На Балканах - 2 - 3 - 4 - 5
На Шипке все спокойно - 2 - 3 - 4
Картины и выставки
2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
Стасов - 2 - 3
В годы преследований - 2 - 3 - 4
Три казни - 2 - 3 - 4
На венских выставках - 2 - 3 - 4
В Америке - 2 - 3 - 4 - 5
Фонограф Эдисона - 2
У Маковского - 2 - 3
Распродажа картин - 2
Над седым Днепром
2 - 3 - 4 - 5 - 6
Вологодские типы - 2 - 3
Верещагин и Кившенко - 2 - 3
Весной на Севере
2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
На Поклонной горе - 2 - 3 - 4
У Забелина - 2 - 3
По следам 1812 года - 2 - 3 - 4 - 5
Портрет Наполеона
На выставках - 2 - 3
В Крыму
Снова за океан - 2 - 3
Поездка в Японию - 2 - 3 - 4 - 5
На Дальний Восток - 2 - 3
В Порт-Артуре - 2 - 3 - 4
На собрании в Академии

   


Размолвка со Стасовым

Между тем Верещагин, выйдя из Публичной библиотеки, пошел по Невскому в сторону Большой Морской. Увидев по пути вывеску «Палитра Рафаэля! Магазин Аванцо, Картины и рисовальные принадлежности», - он зашел в магазин и, находясь все еще в раздраженном состоянии, подошел к прилавку и принялся рассматривать товары. Здесь были все необходимые для художника принадлежности: кисти, зонтики, ящики-этюдники, оловянные тюбики, подрамники, багеты, альбомы для рисунков и прочее.
- Чего изволите? - спросил приказчик с нафабренной шевелюрой и тончайшими усиками.
- Дайте мне палитру Рафаэля! - строго, не улыбаясь, потребовал Верещагин.
Приказчик сузился в плечах:
- Вы, сударь мой, шутить изволите! «Палитра Рафаэля» - ведь это всем известное название нашего магазина.
- Знаю, знаю. Что на вывеске, то должно быть и в магазине. А у вас продаются кисти Рембрандта и Веласкеса?
- Никак нет.
- Плох ваш магазин! - Чего вам угодно?
- Ну, будет, - тяжело вздохнул Верещагин. - Довольно шуток. Краски Кейма имеются?
- Сколько прикажете?
- Два набора, да посвежей. Скажите, а из оригинальных картин что у вас имеется?
- Будьте добры, зайдите в следующий отдел к Эрне Карловне... Эрна Карловна! К вам покупатель!..
Верещагин прошел за тонкую перегородку в отдел картин, гравюр и акварелей. Толстая, с пухлым подбородком женщина сидела за прилавком и, зевая, просматривала журнал «Всемирная иллюстрация».
- Что вас интересует? - лениво спросила она.
- А что у вас имеется?
- Много оригинальных вещей, главным образом работы петербургских художников и граверов. Есть этюды Лемоха, Мясоедова, Холодовского, Шильдера...
- А посолидней, познаменитей ничего нет?.. Эти художники меня не прельщают. Если купить вещь, то настоящую... Нет ли этюдов Репина, Шишкина?..
- Они очень редко бывают, - с сожалением вымолвила женщина, прикрывая пледом покатые плечи. - Но, между нами говоря, у меня отложен прекрасный этюд Верещагина...
- Вот как! Настоящий Верещагин?
- Самый настоящий! Этюд прибыл из Парижа. Знаете ли, Верещагин хотя и богатый человек... свой дом в Париже, рысаки, кареты... но и у него встречаются в жизни трудности.
- Разумеется, с кем этого не бывает! - заметил Верещагин. - Будьте добры, покажите - что это у вас верещагинское?..
Женщина с трудом наклонилась и извлекла, из-под прилавка небольшой этюд, писанный на холсте, - очевидную и грубую подделку.
- Сколько стоит? - повысив голос и меняясь в лице, спросил Верещагин. Дрожащими руками он держал этюд за раму.
- Пятьсот. Все же Верещагин - крупная знаменитость!
- Благодарю вас за хороший отзыв, но этюд мне не нравится. - И, вынув из кармана перочинный нож, Верещагин изрезал холст на мелкие части.
- Что вы наделали! Полицию сюда, полицию!
- Не шумите, сударыня, я такого этюда не писал. Полиция найдет того мошенника, который не только манеру моего письма, но даже подпись не может подделать как следует. Грубая работа!..
Взяв упакованные приказчиком краски, Верещагин отдал ему деньги и, провожаемый растерянными взглядами, вышел на Большую Морскую. Хотел нанять извозчика, но раздумал и отправился пешком. Вечерело. Вспыхивали газовые фонари, гремела конка, и покрикивали лихачи-извозчики. Легкий морозец пощипывал лицо. Многие встречные знали Верещагина, слыхали и читали о нем, но все куда-то спешили, не узнавая и не замечая его; лишь изредка до него доносился сдержанный разговор:
- Видели? Это Верещагин...
- Да, да, опять в Питере появился.
- Говорят, скоро откроется его выставка.
- Опять событие!.. А он шел неторопливой походкой. Шел и думал: «Ну и денек сегодня! Граф-то как поступил?» Верещагин в тот же вечер написал Льву Николаевичу письмо с упреками по поводу несостоявшейся встречи. Через месяц из Ясной Поляны Толстой писал Стасову: «Сейчас я получил от Верещагина письмо. В письме его выражено враждебное ко мне чувство. Скажите ему, пожалуйста, что на меня сердиться нельзя, потому что у меня теперь одно желание в жизни - это никого не огорчить, не оскорбить, никому - палачу, ростовщику - не сделать неприятного, а постараться полюбить их и заставить себя полюбить, а что его я люблю без усилия и потому не мог сделать ему неприятного. Но, видно, я нечаянно сделал ему больно тем, что не пришел и не написал, и прошу его простить меня не на словах только, а так, чтобы и не иметь ко мне никакого неприязненного чувства...»
Стасов ответил Толстому, что он не перестанет уважать Верещагина за его талант и энергическую натуру, но тяготится его упреками и «распеканиями». И что между ним ж Верещагиным наступила размолвка, причиной чему был и Лев Николаевич, не пришедший в назначенное время на свидание с художником...

продолжение