<>

Василий Верещагин. Галерея картин, не вошедших в серии

Чтобы написать эти картины, нужно было уйти от прежних приемов сочинения. "Вид этих груд человеческих существ, - пишет Верещагин, - неминуемо должен был оказать живое влияние на художественную сторону замысла". Так возникает живописно-пластическая система балканских картин, во многих отношениях новая, по сравнению с Туркестанской и Индийской сериями. Балканские картины не представляют законченный цикл событий - это, скорее, куски жизни, срезы действительности. Они не связаны между собой временной или смысловой последовательностью - в них господствует настоящее время; переходя от картины к картине, мы движемся как бы вместе с потоком реального. Эстетическим идеалом Верещагина становится живописное повествование с минимумом художественной условности. Традиционная построенность полотна представляется ему невозможной. Пространство картины размыкается, становится более глубоким и емким, композиция - более свободной, не скованной, как это еще было в Туркестанской серии, традиционной центричностью. Мир картины выглядит менее дробным и расчлененным: фигуры и группы сцепляются, "наплывают" одна на другую, "стыки" между ними не подчеркиваются, а маскируются. Манера письма становится более обобщенной. Колорит утрачивает локальную пестроту и обретает неизвестную прежде тональную цельность и выдержанность. "За "Перевязочным пунктом", между нами сказать, я крепко бился, - пишет Верещагин Третьякову, - почти уже кончивши, все снова переписал, рубашки на мундиры и обратно. Чуть не каждый день собирался рвать ее, но, в конце концов, кажется добился того, что и правда не утеряна, и глазу не больно смотреть на эту пестроту рубах и мундиров - задача нелегкая, как видите, потруднее эффектов восточной жизни с заранее прибранными цветами и тонами".

  
  

» Разное
» Туркестан
» Япония
» Варвары
» Русский север
» Япония
» Наполеон
» Палестина
» Индия

   

В госпитале

В госпитале. 1901
Письмо

Письмо матери
Болезнь

Письмо прервано
Смерть

Письмо осталось неоконченным
Всадник

Раненый
ребенок-невольник

Продажа ребенка-невольника
Араб

Араб на верблюде. 1869-1870
Мыс Фиолент

Черное море. Мыс Фиолент вблизи Севастополя
Убитые

После неудачи
Допрос

Допрос перебежчика, 1888
В парке

В парке
Старуха

Старуха-нищенка девяносто шести лет
girl

Киргизская девушка, 1888
Солдат

Солдат на снегу
Ворота

Тамерлановы ворота
Бурлак

Бурлак с шапкою в руке. 1866
Парламентеры

Парламентеры - Сдавайся! - Убирайся к черту!
Яки

Яки
Всадники

Всадники, переплывающие реку
На мосту

На мосту
Варвары

После удачи, 1889
Зырянин

Портрет зырянина, 1890-е годы
Крым

Вид Крымских гор
Дворецкий

Отставной дворецкий


Туркестанская серия