<>

Туркестанская серия Василия Верещагина, часть вторая

Успех Туркестанской серии в России, как уже отмечалось, был громадным. "По моему мнению, это - событие. Это завоевание России, гораздо большее, чем завоевание Кауфмана", - резюмирует общественное мнение Крамской. Необходимость сделать серию общественным достоянием не вызывала сомнений, однако вопрос осложнялся тем, что Верещагин ставил непременным условием приобретение коллекции в ее полном составе. То, что не сделал ни двор, ни государственные учреждения, совершил частный человек - московский собиратель П.М.Третьяков, купивший в 1874 году Туркестанскую серию за девяносто две тысячи рублей серебром и открывший ее для широкой публики сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а затем после пристройки новых залов специально для верещагинской серии - у себя в галерее.

Туркестанская серия произвела на современников ошеломляющее впечатление. То, что показал Верещагин, было ново, оригинально, неожиданно: это был целый неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя, всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью. Многим из художников (в их числе Перову, Чистякову, поначалу Репину) Туркестанская серия казалась инородной и даже чужеродной в русском искусстве, "цветными заплатками" на его строгих одеждах, но преобладающим стало мнение, выраженное Крамским: Туркестанская серия - блестящий успех новой русской школы, ее безусловное достижение, "высоко поднимающее дух русского человека", заставляющее сердце биться "гордостью, что Верещагин русский, вполне русский".

  
  

» Индия
» Туркестан, часть 1
» Туркестан, часть 2
» Япония
» Варвары
» Русский север
» Япония
» Наполеон
» Палестина
» Индия

   

Узбек

Портрет мальчика-узбека, 1860-е годы
У дверей

У дверей мечети
Лучник

Бухарский солдат (сарбаз). 1873
Дети

Дети племени Солонов, 1876
Битва

У крепостной стены
Врасплох

Нападают врасплох
Самарканд

Главная улица в Самарканде, 1870
Юрты

Киргизия. Юрты на берегу реки Чу, 1875
Солдат

Туркестанский солдат в зимней форме
Индиец

Индиец, 1871
Узбекская женщина

Ташкент. Узбекская женщина
Евнух

Евнух у дверей Гарема, 1888
Самарканд

Самарканд
Рисунок

Торжествуют, эскиз
Постоялый двор

Постоялый двор близ Ташкента
Мавзолей

Самарканд. Мавзолей Шах-и-Зинда, 1889
Китаец

Китаец, 1873
Цыган

Портрет цыгана, 1870
Афганец

Афганец. 1867-1868
Офицер

Туркестанский офицер, когда похода не будет
В опиумной лавочке

Политики в опиумной лавочке
Хор дервишей

Ташкент. Хор дервишей. Просят милостыню
Дервиши

Ташкент. Дервиши в праздничных нарядах во время праздничного праздника
Киргиз

Киргиз, 1870


Япония