<>

Василий Верещагин. Русский Север

С середины 1880-х годов Верещагин остро чувствует потребность работать на родине, чаще приезжает в Россию. Особенное значение для него имеет поездка в 1888 году в Москву, Ярославль, Ростов, Кострому. Он глубоко увлечен миром национальной старины, погружен в изучение древнерусского зодчества, приступает к собиранию отечественных древностей и в течение короткого времени создает коллекцию, выдающуюся по художественному и историческому интересу. Неожиданно для современников в середине 1880-х годов он деятельно включается в архитектурную жизнь Москвы: предлагает проект фасада новых Торговых рядов на Красной площади, критически высказывается по поводу проектируемого памятника Александру II в Кремле, пишет воззвание к архитекторам, призывая их изучать старинное русское зодчество и всячески подражать ему в своих постройках.

В 1891 году Верещагин поселяется в Москве, строит на окраине города в Нижних Котлах по собственному проекту дом-мастерскую в виде русской избы. В начале 1890-х он посещает родные места - едет в Вологду и ее окрестности; летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых - "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей". Это оригинальное создание Верещагина, существующее как бы в двух изводах - живописном и литературном. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-"автобиография" портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы.

Во время путешествия по Северной Двине Верещагин открывает для себя крестьянское искусство и русское деревянное зодчество, в которых находит глубокую самобытность. Так появляется серия этюдов, изображающих деревянные церкви Севера. Отмеченные тонким пониманием народного искусства, они проникнуты редкой у Верещагина умиротворенностью настроения и общим впечатлением покоя; их приглушенная, мерцающая красочность, мягкий, свободный мазок новы для его палитры.

  
  

» Индия
» Туркестан
» Япония
» Варвары
» Русский север
» Кавказ
» Япония
» Наполеон
» Палестина
» Индия

   

Паперть

Ярославль. Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Река

Северная Двина
Море

Морское море
Сельская церковь

Паперть сельской церкви. В ожидании исповеди
Столб

Резной столб в трапезной Петропавловско церкви в селе Пучуги Вологодской губернии
Иконостас

Иконостас церкви Святого мученика Иоана Богослова на Ишне, близ Ростова Ярославского, 1890
Икона

Икона Святого Николы с верховьев реки Пинеги, 1896
Острова

Курильские острова, 1872
В церкви

Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888
Троицын день

Троицын день. Село Коломенское
Кони в церкви

В Успенском соборе. 1887-1895
Горы

Высоко в горах. 1890-е


Балканы