<>

Константин Коничев. Повесть о Верещагине

   

Верещагин
   
   
Фото художника
Василия Верещагина
 
  

  
   

Содержание:

В родительском доме - 2 - 3 - 4
В царский приезд - 2 - 3
Поездка на богомолье - 2 - 3
Первое плавание - 2
На избранный путь - 2 - 3
В дни «освобождения» - 2
В Академии - 2 - 3
В Тифлисе
В Париже - 2 - 3 - 4 - 5
Поездка в Закавказье - 2 - 3 - 4
На Шексне - 2 - 3 - 4
В Туркестане - 2 - 3 - 4
«Забытый» и другие - 2 - 3
Персональная выставка
2 - 3 - 4 - 5
В путешествие - 2 - 3
В Индии - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
Накануне войны - 2 - 3 - 4
На Балканах - 2 - 3 - 4 - 5
На Шипке все спокойно - 2 - 3 - 4
Картины и выставки
2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
Стасов - 2 - 3
В годы преследований - 2 - 3 - 4
Три казни - 2 - 3 - 4
На венских выставках - 2 - 3 - 4
В Америке - 2 - 3 - 4 - 5
Фонограф Эдисона - 2
У Маковского - 2 - 3
Распродажа картин - 2
Над седым Днепром
2 - 3 - 4 - 5 - 6
Вологодские типы - 2 - 3
Верещагин и Кившенко - 2 - 3
Весной на Севере
2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
На Поклонной горе - 2 - 3 - 4
У Забелина - 2 - 3
По следам 1812 года - 2 - 3 - 4 - 5
Портрет Наполеона
На выставках - 2 - 3
В Крыму
Снова за океан - 2 - 3
Поездка в Японию - 2 - 3 - 4 - 5
На Дальний Восток - 2 - 3
В Порт-Артуре - 2 - 3 - 4
На собрании в Академии

   


В Париже

Мастерская художника Жерома находилась в стенах Парижской Академии художеств. Попасть к Жерому было не так просто. Но альбомы закавказских рисунков, показанные Верещагиным управляющему ведомством изящных искусств во Франции, открыли ему доступ в мастерскую профессора и академика.
- Кто вас направил ко мне? - спросил Жером Верещагина, быстро и пытливо оглядывая его. - В моей студии нет ни одного иностранца...
- Меня привели к вам, господин профессор, ваши картины. Я видел «Русских солдат-песельников», изображенных вами, видел ваших «Египетских рекрутов, конвоируемых албанскими солдатами», видел «Петушиный бой»...
- Достаточно, достаточно, - перебил его Жером. - Теперь вы похвалите мои картины, мое мастерство и будете решительно настаивать на принятии вас в мою мастерскую. Не так ли? Слушать похвалу я не хочу, а принять вас не могу. Впрочем, вы неплохо владеете французским языком, но не это важно. А что вы умеете? Покажите ваши альбомы. - Жером взял из рук Верещагина карандашные рисунки, начал перелистывать; сначала небрежно и быстро, потом медленно и внимательно он стал рассматривать каждый из них. Не просмотрев и половины альбомов, он метнул взгляд на Верещагина, сказал: - Прошу садиться, прошу, прошу... У вас правильное чутье и понимание натуры. Зарисовки кавказских типов удачны. Чувствуется академическая выучка, а еще больше - самостоятельность. - Жером не стал расточать похвал, подумал и спросил:
- Что же вы нашли такого в моих картинах, которые, как вы сказали, привели вас ко мне?
- Отсутствие академической выучки и полную самостоятельность, - ответил Верещагин, чуть заметно улыбнувшись.
- Ого! Вы не без озорства, вы под стать тем молодцам-французам, которые учатся у меня. А еще что находите вы в моих работах? Надеюсь, в салонах Люксембургского музея вы успели побывать?
- Да. Я в Париже третий раз. Понемногу свыкаюсь с французским языком, изучал его в Морском корпусе, в Академии художеств, изучаю самостоятельно. Во всех художественных музеях Парижа был неоднократно. Столица Франции законно является школой художеств для приезжающих. Мне нравится в ваших картинах не только техника мастерства с неразгаданным богатством оттенков и яркостью сильных, удачно подобранных красок, нравится мне в ваших работах совершенное распределение композиций, а главное - жизненная правда, изображение простых людей, притом не в манере слащавого академического классицизма, а по-человечески, по-новому... - Подбирая подходящие французские слова для выражения своей мысли, Верещагин немного замешкался. Заметив смущение молодого художника, Жером, как бы продолжая его мысль, сказал:
- Живопись, как и другие виды искусств, будучи прекрасной и понятной в одну эпоху, может не совпадать с понятием прекрасного в другую эпоху. Это закон развития, постоянного обновления. Искусство античного мира, даже искусство Возрождения в наше время уходит все дальше и дальше от народа. Искусство прошлых веков давно уже стало предметом эстетов, имеющих специальное образование. Согласен с вами, согласен, - дух времени изменяется, меняются вкусы и требования в живописи...
- Причем эта перемена происходит в самых естественных формах, а не навязывается искусственно и крикливо, - добавил Верещагин.
- Вы, кажется, имеете в виду некоторых наших ищущих живописцев? - спросил Жером. - Они еще во младенческой стадии!..
- Думаю, что не суждено этому ребенку развиться.
- Почему?
- Хотя бы потому, что он уже в зародыше оторван от матери-жизни. На искусственном питании недолго продержится.
- Думаю, что вы не ошибаетесь...
Обменявшись несколькими фразами о живописи и осмотрев верещагинские рисунки, Жером сказал:
- У меня, как правило, учатся одни французы, но для вас я делаю исключение. Мои ученики очень славные ребята, вы с ними в ссоре не будете. Но учтите такой обычай - они любят над новичками поиздеваться. Надеюсь, вы себя в обиду не дадите. И еще: избрав меня своим учителем, знайте, что опасность кроется в подражании учителю. Учитесь, но не подражайте, и вас никогда никто не упрекнет в том, что вы ученик Жерома.
- Благодарю вас за добрый совет и внимание, - почтительно раскланявшись, ответил Верещагин. С этого момента, без всяких формальностей, без особых рекомендаций он стал учеником Жерома.
На другой день рано утром Верещагин пришел в мастерскую-студию. Жером в эту пору занимался в классах Академии. В студии находились одни ученики. Верещагин отрекомендовался. И тогда послышались голоса:
- К нам пришел русский!
- Интересно, что он будет делать?
- Верещагин, вас зовут Верещагин?
- Да, Верещагин.
- Вы, вероятно, не знаете правил поступления в нашу студию?
- Какие же могут быть правила? Ваш учитель меня вчера принял.
- Раздевайтесь.
- Я уже разделся. Мое пальто висит в прихожей на вешалке.
- Догола раздевайтесь! Мы должны вас осмотреть.
- И раскрасить! - строго и решительно добавил один из учеников, - высокий, вихлявый, с нахальной физиономией.
- Да, да, и раскрасить.
- Господа, приготовьте палитры. Мы должны этого русского привести в художественный вид, согласно нашим правилам.
- Раздевайтесь! Не заставляйте себя упрашивать, подчинитесь, иначе худо будет.
Французы решительно стали наступать на Верещагина. Тот отступил к стене, занял выгодное оборонительное положение.
- Не препятствуйте, коллега, все равно мы силой сделаем то, что полагается. Привяжем к столбу и раскрасим.
- Сдавайтесь, лучше расписать ваше тело красками, нежели синяками...
- Вы забываетесь, господа, я не дикарь, я русский, - сказал Верещагин и одного из наиболее назойливых, пытавшегося схватить его, сшиб с ног.
- Ага! Этот дикарь еще дерется!
- К столбу его, к столбу!..

продолжение