<>

Василий Васильевич Верещагин. Воспоминания сына художника

   

Василий Верещагин
   
   
Василий Верещагин
во время первой
поездки на Кавказ
 
  

  
   

Содержание:

Предисловие - 2 - 3 - 4 - 5
Выставка картин в Америке
Переселение из Парижа
в Москву
- 2
Усадьба за Серпуховской
заставой
- 2
Обитатели усадьбы
Творческая деятельность
художника

Мастерская - 2 - 3
Наша семейная жизнь
2 - 3 - 4 - 5 - 6
Посетители - 2
Василий Антонович Киркор - 2
В Крыму - 2 - 3 - 4 - 5
Имение на Кавказе - 2 - 3
Филиппинская серия
Второй раз в США - 2
Серия картин «1812 год» - 2 - 3
Путешествие в Японию
Отъезд отца - 2
Посмертная выставка
2 - 3 - 4
Продажа картин - 2 - 3 - 4

   


В день гибели отца мне было неполных двенадцать лет, а потому большая часть его деятельности как художника и литератора протекала в то время, когда меня еще не было на свете. Следовательно, полный и серьезный обзор этой деятельности от самого ее начала не может быть предметом моих воспоминаний, касающихся сравнительно краткого периода жизни отца (1891-1904). Однако порой мои воспоминания необходимо было дополнить описанием отдельных событий и фактов из его жизни до 1891 года, так как без этого невозможно обрисовать с достаточной ясностью его духовный облик, дать его характеристику. Последнего я стремился достигнуть не изложением моего личного мнения о нем или мнения иных лиц, хотя бы и весьма компетентных, а приведением высказываний самого отца и фактов из его жизни, которые дали бы читателю возможность самому сделать заключение. Материал для такого способа изложения своих мемуаров я черпал не только из своей памяти, но также из документальных источников. Прежде всего, это литературные произведения моего отца и его переписка с В.В.Стасовым, а также переписка с П.М.Третьяковым, основателем Третьяковской галереи в Москве. Мои воспоминания, дополненные рассказами домашних, касаются в основном лишь последнего отрезка жизни отца, тех лет, которые он прожил с семьей под Москвой, за Серпуховской заставой.

Отец часто отлучался для далеких путешествий, из которых всегда привозил обширный материал - этюды, наброски, рисунки, а также костюмы, утварь, всю ту фактическую основу, которая необходима была для создания задуманных им новых картин. Перед моими глазами за этот период времени была написана значительная часть картин из серии об Отечественной войне 1812 года, создание которой было отцом задумано и работа над которой начата еще в последние годы его пребывания в Мезон-Лаффитте во Франции. Окончание начатых и создание новых картин этой серии было главным, капитальным трудом отца в период жизни за Серпуховской заставой, трудом, который так и остался недоведенным им до конца. Далее я помню пребывание нашей семьи в Крыму, у Георгиевского монастыря, когда писались картины крымского цикла. Помню создание картин на темы испано-американской войны, после поездки на Кубу и, наконец, работу отца над этюдами, привезенными из поездки в Японию в 1903 году, накануне русско-японской кампании.

Я прекрасно помню отца во время работы, зимой - в зимней, а летом - в его летней мастерской, процессы создания отдельных картин и некоторые рассказы отца, связанные с этими картинами, помню отца в семейной жизни, в сравнительно редкие часы отдыха. Благодаря хорошей зрительной памяти я как сейчас вижу дом за Серпуховской заставой, хозяйственные постройки, сад, огород, внутренность дома. Уже само местоположение нашей усадьбы, ее удаленность от заселенных мест и замкнутый образ жизни ее обитателей, вызывавшие иногда удивление у некоторых из сравнительно редких посетителей, представляют известный интерес как условия жизни, в значительной степени обусловленные характером и способом работы отца. Я хотел бы дать читателю возможность заглянуть в нашу усадьбу, познакомиться с ее обитателями, начиная с отца, и создать себе представление об их жизни. Для этого я мысленно переношусь в свое детство и вновь переживаю прожитое семьдесят - восемьдесят лет тому назад. Ввиду большой давности описываемых событий мне не всегда легко расположить их в строго хронологическом порядке.
В заключение я приношу глубокую благодарность доктору искусствоведения А.К.Лебедеву за присылку мне двух томов переписки моего отца с В.В.Стасовым. Эта книга, составленная при участии А.К.Лебедева и изданная под его редакцией, содержит письма отца за большой период его жизни и много отзывов русской и заграничной печати о выставках. И то и другое оказало мне значительную помощь в работе над мемуарами, так как является документальным материалом, могущим подтвердить правильность моих сведений и высказываний об отце. Так же благодарю своего друга, московского художника Е.В.Успенского, приславшего некоторые литературные труды моего отца, переписку его с П.М.Третьяковым, а из своей богатой коллекции фотографий - ряд портретов отца и семейных фотоснимков, немало способствовавших оживлению моей памяти.
Карловы Вары 1970 г.
В.Верещагин

продолжение