<>

Василий Васильевич Верещагин. Воспоминания сына художника

   

Василий Верещагин
   
   
Василий Верещагин
во время первой
поездки на Кавказ
 
  

  
   

Содержание:

Предисловие - 2 - 3 - 4 - 5
Выставка картин в Америке
Переселение из Парижа
в Москву
- 2
Усадьба за Серпуховской
заставой
- 2
Обитатели усадьбы
Творческая деятельность
художника

Мастерская - 2 - 3
Наша семейная жизнь
2 - 3 - 4 - 5 - 6
Посетители - 2
Василий Антонович Киркор - 2
В Крыму - 2 - 3 - 4 - 5
Имение на Кавказе - 2 - 3
Филиппинская серия
Второй раз в США - 2
Серия картин «1812 год» - 2 - 3
Путешествие в Японию
Отъезд отца - 2
Посмертная выставка
2 - 3 - 4
Продажа картин - 2 - 3 - 4

   


Творческая деятельность художника

Кажется, ни один из художников не привлекал к себе столько внимания, ни об одном не было высказано в русской и заграничной печати столько противоречивых мнений, как о художнике В.В.Верещагине. О нем существует обширная литература. Но его частная жизнь никем не была описана правдиво, без искажений и выдумок. Причиной, по-видимому, было то, что двери дома отца и его мастерской как в Мюнхене, так и в Мезон-Лаффитте, всегда были закрыты для посторонних, ибо картины он считал возможным показывать только тогда, когда они были закончены, и исключение делал лишь для некоторых близких друзей - художника Горшельта, В.В.Стасова, И.С.Тургенева, П.М.Третьякова.
После переезда из Франции в Москву жизнь стала еще более замкнутой, и желающему посетить художника Верещагина было не так-то просто попасть к нему в дом. Ворота в усадьбу были всегда заперты. От ворот тянулась длинная проволока к колокольчику в помещении дворника, который выходил на звонок спросить, кто и с какой целью приехал. Приезд постороннего лица был редкостью. Довольно многочисленная родня отца жила в северных губерниях и больше тяготела к Петербургу. Я не помню ни одного случая приезда кого-либо из братьев отца или его племянников. Брат матери П.В.Андреевский, тетя Маша, друг отца В.А.Киркор или должностные лица, вроде полицейского, почтальона, пропускались немедленно. Лица же незнакомые должны были ждать, пока дворник доложит и получит разрешение впустить. Если посетитель приезжал из простого любопытства, чтобы познакомиться и поболтать с известным художником, дворник обычно возвращался с ответом, что барин очень занят, а потому извиняется, но принять не может. Если такой любопытный лично обращался к отцу за разрешением посетить мастерскую, последний обычно отказывал.

Помню рассказ матери о разговоре отца с великим князем Владимиром Александровичем, президентом Академии художеств, пожелавшим осмотреть в мастерской картины, над которыми художник работал. На отказ отца великий князь заявил: «А я все же приеду!» Рассерженный отец резко ответил: «А ко мне не попадете! У меня собаки злые». Следует сказать, что отказ от всего, что отнимало у отца драгоценное время, не ограничивал его духовно и творчески, ибо он постоянно находился в поездках и путешествиях и больше, чем кто-либо иной из художников, встречался не только со зрителями, но и со множеством работников на поле культуры и искусства. Во всяком случае, можно с уверенностью утверждать, что если бы отец не придерживался столь замкнутого, уединенного образа жизни, отдавая все свое время и силы творческой работе, он никогда не смог бы проделать то огромное количество работы, какое было им выполнено с 1891 до 1903 года. Об этом убедительно говорит простой перечень произведений, созданных им за последние двенадцать лет жизни. За это время была создана огромная серия из двадцати картин на тему Отечественной войны 1812 года. Некоторые картины, начатые еще в Мезон-Лаффитте во Франции, были окончены, но большая часть была начата и завершена в мастерской за Серпуховской заставой. Одновременно были написаны многочисленные этюды, которые явились результатом поездок отца по северным губерниям, а также его путешествия в 1894 году по рекам Вычегда и Северная Двина. На этот же период приходится создание цикла картин об испано-американской войне 1898 года. Для работы на местах, где происходили военные действия, опроса очевидцев и участников боев, а также для приобретения образцов обмундирования и вооружения американской армии отец предпринял путешествие в 1901 году на Филиппины и в 1902 году на Кубу. В августе 1903 года отец выехал в путешествие по Японии, откуда привез много этюдов. Свое пребывание в Японии он вынужден был ограничить тремя месяцами. Ему стало ясно, что в ближайшее время должна вспыхнуть война между Россией и Японией.

Даже отправляясь на отдых в Крым или на Кавказ, он брал с собой этюдник. Много этюдов было им привезено из Крыма, где он в 1896 году отдыхал в имении Журавлева Магарач, близ Ялты. Во время пребывания на берегу Черного моря у Георгиевского монастыря был написан ряд этюдов, в том числе и портрет моей матери. Результатом поездки на Кавказ были две большие картины «Гора Казбек» и «Гора Эльбрус». Весьма оживленной была и выставочная деятельность отца. В течение семи лет, с 1895 по 1902 год, он устроил тридцать персональных выставок картин, из которых пятнадцать прошли в Москве, Петербурге и других больших городах европейской части России и пятнадцать - во Франции, Германии, Англии, Швеции и Америке. В течение того же периода жизни за Серпуховской заставой отцом были написаны и вышли из печати многочисленные его литературные труды.
Это краткое и далеко не полное описание деятельности Верещагина дает представление о том, с каким напряжением, упорством и энергией художник работал последние двенадцать лет своей жизни. При этом надо принять во внимание, что его работа прерывалась длительными путешествиями, в которых он собирал материал для новых картин, а также поездками, связанными с организацией многочисленных выставок картин в России, Западной Европе и Америке.

продолжение