<>

Василий Васильевич Верещагин. Воспоминания сына художника

   

Василий Верещагин
   
   
Василий Верещагин
во время первой
поездки на Кавказ
 
  

  
   

Содержание:

Предисловие - 2 - 3 - 4 - 5
Выставка картин в Америке
Переселение из Парижа
в Москву
- 2
Усадьба за Серпуховской
заставой
- 2
Обитатели усадьбы
Творческая деятельность
художника

Мастерская - 2 - 3
Наша семейная жизнь
2 - 3 - 4 - 5 - 6
Посетители - 2
Василий Антонович Киркор - 2
В Крыму - 2 - 3 - 4 - 5
Имение на Кавказе - 2 - 3
Филиппинская серия
Второй раз в США - 2
Серия картин «1812 год» - 2 - 3
Путешествие в Японию
Отъезд отца - 2
Посмертная выставка
2 - 3 - 4
Продажа картин - 2 - 3 - 4

   


Отец увлекся идеей строительства в Серебряном Бору. Новый участок гораздо больше, чем усадьба за Серпуховской заставой, отвечал его требованиям: высокое местоположение, здоровый лесной воздух, прогулки за грибами и лесными ягодами, полная тишина и достаточная удаленность от города и, наконец, прекрасное купание в реке. И все же наше переселение в Серебряный Бор, несмотря на деятельную помощь Василия Антоновича, не осуществилось по причине неожиданного и для отца весьма неприятного события. Во время пребывания в Америке, связанного с выставками картин в 1901-1902 годах, отец стал жертвой обмана, в результате которого он лишился нескольких своих картин и попал в тяжелое материальное положение, принудившее его послать домой телеграмму с просьбой о присылке денег.
Моя мать, не располагавшая в то время наличными средствами и, наоборот, обремененная долгами, старалась использовать все возможности, чтобы скорее собрать необходимую отцу сумму. Не имея возможности посоветоваться с отцом, она на свой риск решила ликвидировать дело о долгосрочной аренде участка в Серебряном Бору, чтобы получить внесенный за него залог. Ей удалось осуществить это в кратчайший срок, благодаря содействию того же Василия Антоновича. Потеря Серебряного Бора крайне огорчила отца. Как раз в это время русское правительство решило купить за 100 тысяч рублей весь цикл картин об Отечественной войне 1812 года. Известие об этом отец получил еще до возвращения из Америки. Продажа картин давала ему возможность расплатиться с долгами и приступить наконец к осуществлению своего заветного желания - переселения. Находясь еще в Америке, он шлет В.А.Киркору 8 августа 1902 года письмо, в котором благодарит его за помощь при оформлении аренды на участок, но при этом выражает глубокое сожаление о случившемся и спрашивает, нет ли возможности воротить потерянное. Возможность, однако, не представилась, и на переселении в Серебряный Бор пришлось поставить крест.

Василий Антонович был прекрасным фотографом-любителем. Поэтому отец нередко просил его сделать снимок с той или иной картины, сфотографировать отца самого для отсылки портрета в заграничное издательство, изготовить «зеркальную» фотографию картины или ее части для проверки правильности рисунка и тому подобное. Иногда Василий Антонович исполнял более сложные п ответственные работы. Например, для немецкого критика Е.Цабеля, подготовлявшего к выпуску монографию о Верещагине, он изготовил новые фотографии картин, а из имевшихся уже снимков выбрал по собственному усмотрению ряд малоизвестных, не бывших еще в продаже. В подобных случаях отец всецело полагался на его вкус и выбор. Такие услуги Василий Антонович оказывал отцу совершенно безвозмездно, исключительно из дружеских чувств, жертвуя на то часы своего досуга. Для отца это было большой помощью. В одном из писем, адресованных своему другу, отец говорит: «Что было бы со мной, кабы не помощь Вашей любезности!»
Кроме общности интересов в области искусства, Василия Антоновича и отца сближала также одна общая черта их характеров: оба они были необыкновенно заботливыми отцами семейств, что вносило в их взаимоотношения элемент сердечности и душевной близости. Мы можем это проследить в ряде писем, адресованных отцом Василию Антоновичу. Отправляясь в путешествие на Филиппины, он жалуется в письме от 15 января 1901 года на беспокойство и душевную тоску, вызванную необходимостью долгой разлуки с семьей, и просит Василия Антоновича поддержать его «милую жену и детишек, если бы в том надобность встретилась». С аналогичной просьбой обращается отец в письме к своему другу при отъезде на театр военных действий на Дальний Восток, откуда ему не суждено было вернуться. Как будто предчувствуя это, он пишет ему 26 февраля 1904 года:
«Многоуважаемый, милый, хороший Василий Антонович!
Прощайте! Надеюсь, до свидания! Не оставьте советом и помощью жену мою в случае, если она обратится к Вам...»
Это было последнее письмо и последняя просьба, с которою отец обратился к Василию Антоновичу. 31 марта 1904 года броненосец «Петропавловск» наткнулся у Порт-Артура на японскую мину и затонул. Находившиеся на борту броненосца адмирал Макаров и художник Верещагин погибли. Первым, кто принес за Серпуховскую заставу эту ужасную дли нашей семьи весть, был Василий Антонович.

продолжение