<>

Василий Васильевич Верещагин. Воспоминания сына художника

   

Василий Верещагин
   
   
Василий Верещагин
во время первой
поездки на Кавказ
 
  

  
   

Содержание:

Предисловие - 2 - 3 - 4 - 5
Выставка картин в Америке
Переселение из Парижа
в Москву
- 2
Усадьба за Серпуховской
заставой
- 2
Обитатели усадьбы
Творческая деятельность
художника

Мастерская - 2 - 3
Наша семейная жизнь
2 - 3 - 4 - 5 - 6
Посетители - 2
Василий Антонович Киркор - 2
В Крыму - 2 - 3 - 4 - 5
Имение на Кавказе - 2 - 3
Филиппинская серия
Второй раз в США - 2
Серия картин «1812 год» - 2 - 3
Путешествие в Японию
Отъезд отца - 2
Посмертная выставка
2 - 3 - 4
Продажа картин - 2 - 3 - 4

   


Второй раз в Соединенных Штатах

В декабре 1901 года в Чикаго была открыта вторая выставка картин отца, которая затем перебывала последовательно в Вашингтоне, Сан-Луи, в ряде иных городов Соединенных Штатов и закончилась в Нью-Йорке в ноябре 1902 года. Имя художника Верещагина было хорошо известно в Америке не только из прессы, сообщавшей о необычайных успехах его многочисленных выставок как в России, так и в городах большинства стран Западной Европы: во Франции, Германии, Англии, Бельгии, Голландии, Данин, Швеции, Австрии. В отзывах серьезных печатных органов этих стран, трактующих творчество Верещагина, нередко можно было встретить такие эпитеты, как «великий», «гениальный художник» и «гений». Сами североамериканцы могли воочию ознакомиться с творчеством Верещагина в период 1888-1891 годов, когда первая выставка его картин, открытая в ноябре 1888 года в Нью-Йорке, кочевала в течение трех лет по городам Соединенных Штатов и закончилась в ноябре 1891 года большим аукционом в Нью-Йорке, где было продано 110 картин.

Выставка везде сопровождалась неизменным большим успехом. Правда, в ряде печатных органов встречались и отрицательные публикации о ней, которые в значительной степени были вызваны самим отцом, высказавшим со свойственной ему откровенностью в одном из интервью очень невысокое мнение об американском искусстве и художниках. Тем не менее наиболее влиятельные американские художественные критики продолжали давать творчеству Верещагина необыкновенно высокую оценку. Сколь велико было впечатление, производимое его картинами, можно судить хотя бы по нижеприведенным примерам отзывов, которые, конечно, не могли бы появиться в печати, если бы общее мнение о выставке не было в высокой степени благоприятно. Художественный критик еженедельного издания «Ноте Journal» говорит, что картины Верещагина «должны быть признаны откровением неисчислимой важности для развития американской школы искусства...»

«Восторг от выставки доходит до того, что некоторые американские, патриоты выражают желание удержать в Новом Свете не только выставленные картины, но и самого их автора, дабы он положил начало национально-американской живописи». В еженедельном журнале «Harper's Weekly» один из влиятельнейших американских художественных критиков Кларенс писал: «Коллекция эта является одним из современных нам чудес, если принять во внимание, что картины эти написаны одним человеком. Даже отнесшись к ним со всею строгостью, пришлось бы сознаться, что ни один из современных художников не создал такого множества восхитительных произведений. Во всяком случае, художники, которые посетят выставку верещагинских картин, в состоянии будут оценить, какой талант, или лучше сказать, гений говорит столь красноречиво при посредстве выставленных там произведений.» От окончания первой серии выставок картин в 1891 году до начала второй в 1901 году прошло десять лет, в течение которых отец успел сделать двадцать шесть выставок. Из них четырнадцать в пределах России и двенадцать за границей. Его популярность в Старом и Новом Свете возросла за это время еще более. Поэтому новая выставка картин в Чикаго должна была стать большим событием в художественном мире США и ожидалась с большим интересом. Эти обстоятельства постаралась использовать подпольная Мошенническая организация, которая при помощи грубого шантажа эксплуатировала артистов сцены, художников, скульпторов и вообще всех, кто добивался признания и расположения со стороны общественного мнения.

За неделю до открытия выставки к отцу явились два «джентльмена». Ответ на вопрос о цели посещения пришедшие начали с комплиментов, говоря, что им хорошо известны успехи картин художника Верещагина как в Европе, так и при его первом посещении Соединенных Штатов. Но, говорили они, вкусы и настроения американской публики непостоянны и легко меняются. Ни один художник, как бы он ни был велик и известен, но может быть уверен в успехе. А между тем этот успех легко можно обеспечить, прибегнув к помощи организации, представителями которой они являются. Конечно, обработка общественного мнения требует значительных расходов, но получаемые результаты вполне окупают затраты, размеры которых тем больше, чем больше желаемый успех. Гарантия со стороны организации состоит в том, что договоренная сумма выплачивается вперед в размере только трех четвертей. Остаток - после того, как проявятся желаемые результаты. Но в случае, если договор не будет заключен или договоренная сумма не будет вовремя внесена, художник может быть твердо уверен, что его ожидает полный провал, против которого нельзя и бороться. Отец был возмущен дерзким вымогательством и особенно угрозами. Но, сдерживая по возможности свое негодование и стараясь говорить спокойно, он ответил решительным тоном, что «людей, осмелившихся сделать ему такое предложение, он не может считать джентльменами».

продолжение