<>

Александра Боткина. Василий Верещагин и Павел Третьяков

   

Апофеоз войны
   
   
Апофеоз войны,
1871
 
   

Бухарский солдат
   
   
Бухарский солдат
(сарбаз), 1873
 
  

  
   

Содержание:

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21

   


13 ноября 83».
На другой день, 14 ноября, не довольствуясь возвращением письма Третьякову, Верещагин послал вдогонку телеграмму: «Мы с Вами более не знакомы».
Прошло три года. Вера Николаевна получила такое письмо:
«16/4 октября 1886. Милостивая Государыня Вера Николаевна. Я приказал отправить Вам после Бреславской выставки 2 из приобретенных супругом Вашим этюдов - третий должен еще побывать на нескольких выставках. Деньги можно переслать на имя брата моего Николая Васильевича, на Завидовскую станцию Николаевской железной дороги.
Прошу Вас принять уверение в моем уважении В.Верещагин.
Прошу Вас, Вера Николаевна, передать Павлу Михайловичу мой поклон и самое искреннее сожаление о происшедшем между нами недоразумении, по моему мнению, он был не нрав, а я еще того более». Когда Верещагин написал Павлу Михайловичу в феврале 1887 года, то в письме была та же самая просьба, что и в письме перед ссорой - дать для выставки картину «Перед атакой». Кроме этого, он писал: «Мне предлагают выставлять и продавать мои работы за морем, и я с ужасом думаю о том, что не в России, а где-нибудь в Америке очутятся мои лучшие работы. Если соберетесь с деньгами, приобретайте, что поинтереснее, по окончании выставок я отдам Вам дешевле, а коли обещаете их не отказывать дать на выставку в случае надобности, то и еще дешевле - грешно упустить».
Павел Михайлович переживал в это время тяжелый период своей жизни - потерю здорового, жизнерадостного, талантливого сына восьми лет. Он ответил 28 февраля 1887 года:
«Многоуважаемый Василий Васильевич. Не отвечал Вам тотчас по двум обстоятельствам: свадьба дочери и смерть единственного сына, почти одновременно совершившиеся, перевернули всю нашу жизнь; от последнего несчастия и теперь опомниться не можем.
Пока я имел бы место для двух Ваших картин «Перевязочный пункт» и «Панихида», посему просил бы сообщить цены, имея в виду, что в случае надобности картины эти будут даваемы и тяжелые в настоящее время наши коммерческие обстоятельства... Прошу передать мое глубокое уважение Елизавете Кондратьевне. Жена кланяется Вам обоим и благодарит за память.
Ваш преданный П.Третьяков.

«Перед атакой» будет своевременно отправлена».
«Все, на что я могу решиться,- пишет Павел Михайлович в следующем письме,- это согласиться получить эти две картины после Америки или дать их после для Америки от себя и, кроме их, «Перед атакой» и, пожалуй, «Государя», словом картины последней войны, из других же коллекций ничего не могу дать. Так как они нужны не мне, а публике, то это не каприз, а та же цель: служение собранием обществу. Военных же, последних нет этих двух, тогда все равно уже если не будет и четырех. Вы отлично знаете, что я не из выгоды какой действую, а только и только из художественных целей».
Чтобы уговорить Павла Михайловича дать картины, Верещагин пишет: «Если дадите мне в Америку 2 картины, то я 2 уступлю Вам за полцены. Если бы Вы захотели взять третью, то надобно бы было дать мне три... Далеко не оспариваю Ваши доводы, но и далеко не соглашаюсь с ними. В таких хороших руках, как Ваши, а вероятно и те в которые Вы их передадите, картины будут стоять 1000 лет; ввиду таких многогодовых результатов, снятие со стены нескольких полотен теперь, на несколько месяцев, не имеет важности - по моему мнению».
15/3 июня Верещагин пишет: «Я нижеподписавшийся продал Павлу Михайловичу Третьякову 2 мои картины «Перевязочный пункт» и «Побежденные» за половину цены, т.е. за 15 500 рублей (считая рубль по 2 1/2., франка) с тем, что Павел Михайлович даст мне из своей Галереи картины моей работы «Перед атакой» и «Император Александр II под Плевной» для выставки в Америке».
Верещагин мечтал, что Павел Михайлович соберется с силами и купит все: русское, военное, индийское, палестинское, а он объявит в Лондоне и Америке, что все принадлежит Третьякову в Москве.
Наконец, в 1891 году болгарские картины прибыли с большим опозданием из Америки. Извиняясь за эту задержку, Верещагин просит Павла Михайловича принять в дар «искупительные картины»: «Последний привал» и «Альбанца», который иначе называется «Баши-Бузук».
В начале 1896 года состоялось приобретение картин из путешествия по северу России. Верещагин сообщил Павлу Михайловичу первому расценку на случай, если он пожелает удержать что-либо за собой. 21 февраля он пишет:
«Многоуважаемый Павел Михайлович.
№ 27 "Главный вход в собор"
№ 31 "Колонны в Пучуге"
№ 32 "Иконостас в Б.С"
№ 61 "Прославленная икона" - как Вы желаете, будут оставлены за Вами и перешлются к Вам по окончании выставок...
Что касается № 39 "Паперть Толчковской церкви", то только ожидание Вашего выбора не позволило мне ответить на множество обращенных ко мне и к Фельтену просьб об этой картине. Для Вас - Павла Михайловича Третьякова,- ответ которого я, как видите, ожидал - соглашусь взять за эту картину 4000 рублей...».
Как известно, все эти вещи были приобретены Павлом Михайловичем.

продолжение