Биография Василия Верещагина. История жизни, девятая страница
Во время путешествия по Северной Двине Верещагин открывает для себя крестьянское искусство и русское деревянное зодчество, в которых находит глубокую самобытность. Так появляется серия этюдов, изображающих деревянные церкви Севера.
Отмеченные тонким пониманием народного искусства, они проникнуты редкой у Верещагина умиротворенностью настроения и общим впечатлением покоя; их приглушенная, мерцающая красочность,
мягкий, свободный мазок новы для его палитры.
В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качествене только как баталист, но и как историк, психолог. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Его живописная манера вновь меняется: он избегает эскизности исполнения (во всяком случае, в картинах, где важен психологический момент), ищет экспрессию фигур, для чего пристально всматривается в искусство актерского перевоплощения и приемы построения театральной мизансцены. Его композициям присуща театральность, оттенок мелодраматизма. Как и для большинства реалистов, для Верещагина камнем преткновения была работа по воображению; все, что лежит за пределами непосредственного наблюдения, дается ему с трудом. Серия "Наполеон I в России" впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. Ни один из коллекционеров и музеев не выразил готовности приобрести ее. После долголетних переговоров и проволочек серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве). Тем не менее многим из входящих в нее картин суждена была впоследствии широкая популярность. В конечном счете именно верещагинская серия формировала представление широкого зрителя об эпохе Отечественной войны 1812 года.
Скрытый драматизм последних лет Верещагина в том, что, несмотря на кипучую деятельность, художник испытывает мучительное чувство ненужности, невостреованности своего искусства. Он по-прежнему не примыкает ни к одному из художественных обществ и направлений, не имеет учеников и последователей. Его индивидуализм оборачивается одиночеством, независимость - изоляцией. Современная русская художественная жизнь будто проходит мимо него: он не связан со старшим поколением и оказывается не нужен молодому. Но вопреки всему этому Верещагин поглощен планами будущих путешествий, захвачен "вечными исканиями" и гоним "вечным недовольством". В 1901 году он едет на Филиппины по следам недавней испанско-американской войны, в 1902 - дважды на Кубу, затем в Америку, где пишет большое полотно "Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот", для которого ему позировал сам президент США; в 1903 посещает Японию, задумывает писать книгу о Японии и ее искусстве; предполагает совершить путешествия в Китай и Африку. Он много работает в литературе: пишет автобиографическую прозу, воспоминания, путевые очерки, статьи об искусстве, активно выступает, как уже упоминалось, в прессе. Особый резонанс приобретают его статьи против войн, в поддержку движения за их прекращение. Авторитет Верещагина - "борца с войной" - у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. |