<>
Василий Верещагин. Картины серии "Русский Север", "Загадочный Тибет", Японии и Туркестана

С середины 1880-х годов Верещагин остро чувствует потребность работать на родине, чаще приезжает в Россию. Особенное значение для него имеет поездка в 1888 году в Москву, Ярославль, Ростов, Кострому. Он глубоко увлечен миром национальной старины, погружен в изучение древнерусского зодчества, приступает к собиранию отечественных древностей и в течение короткого времени создает коллекцию, выдающуюся по художественному и историческому интересу. Неожиданно для современников в середине 1880-х годов он деятельно включается в архитектурную жизнь Москвы: предлагает проект фасада новых Торговых рядов на Красной площади, критически высказывается по поводу проектируемого памятника Александру II в Кремле, пишет воззвание к архитекторам, призывая их изучать старинное русское зодчество и всячески подражать ему в своих постройках.

В 1891 году Верещагин поселяется в Москве, строит на окраине города в Нижних Котлах по собственному проекту дом-мастерскую в виде русской избы. В начале 1890-х он посещает родные места - едет в Вологду и ее окрестности; летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых - "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей". Это оригинальное создание Верещагина, существующее как бы в двух изводах - живописном и литературном. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-"автобиография" портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы.

Во время путешествия по Северной Двине Верещагин открывает для себя крестьянское искусство и русское деревянное зодчество, в которых находит глубокую самобытность. Так появляется серия этюдов, изображающих деревянные церкви Севера. Отмеченные тонким пониманием народного искусства, они проникнуты редкой у Верещагина умиротворенностью настроения и общим впечатлением покоя; их приглушенная, мерцающая красочность, мягкий, свободный мазок новы для его палитры.

  
  

» Картины, часть 1
» Картины, часть 2
» Картины, часть 3
» Картины, часть 4
» Картины, часть 5
» Картины, часть 6

   

Розы в Ладаке

Розы в Ладаке
Местные жители

Западный Тибет. Местные жители, 1870-е годы
Северная Индия

Северная Индия. Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх, 1877
Лама

Буддиский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким. 1875
В церкви

Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888
Троицын день

Троицын день. Село Коломенское
Кони в церкви

В Успенском соборе. 1887-1895
Горы

Высоко в горах. 1890-е
Набережная

Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре
Павильон на набережной

Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). 1874
Гималаи

В Индии. Снега Гималаев. 1874-1876
Монастырь Хемис

Северная Индия. Монастырь Хемис в Ладакхе
Охотник

Богатый киргизский охотник с соколом. 1871
Олень

В горах Алатау. 1869-1870
Кочевники

Кочевники на дороге в горах Алатау, 1870
Дервиши

Ташкент. Дервиши в праздничных нарядах во время праздничного праздника
Вход в храм

Вход в храм Никко. Япония
Храм

Япония. Храм в Токио
Прогулка

Прогулка в лодке
Шинтоистский храм

Япония. Шинтоистский храм в Никко
Самарканд

Торжествуют - окончательный вариант
Солдаты

Высматривают
Кочевка

Кочевка киргизов
Лама

Калмыцкий лама, 1869
Два старика

Два еврея, 1881
Пушка

Пушка
Цыган

Портрет цыгана, 1870
В Иерусалиме

В Иерусалиме. Царские гробницы
Битва

У крепостной стены
Врасплох

Нападают врасплох
Самарканд

Главная улица в Самарканде, 1870
Юрты

Киргизия. Юрты на берегу реки Чу, 1875


Картины, часть 5