<>

Биография Василия Верещагина. История жизни, страница пятая

Успех "Туркестанской серии" в России, как уже отмечалось, был громадным. "По моему мнению, это - событие. Это завоевание России, гораздо большее, чем завоевание Кауфмана", - резюмирует общественное мнение Крамской. Необходимость сделать серию общественным достоянием не вызывала сомнений, однако вопрос осложнялся тем, что Верещагин ставил непременным условием приобретение коллекции в ее полном составе. То, что не сделал ни двор, ни государственные учреждения, совершил частный человек - московский собиратель П.М.Третьяков, купивший в 1874 году Туркестанскую серию за девяносто две тысячи рублей серебром и открывший ее для широкой публики сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а затем после пристройки новых залов специально для верещагинской серии - у себя в галерее.

  
   

Биография:

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

   


   

hunter
   
   
Богатый киргизский
охотник с соколом. 1871
 
  

Не дождавшись закрытия выставки в Петербурге и окончания переговоров о покупке Туркестанской серии, художник в апреле 1874 года покинул Россию и отправился в Индию.
Индийское путешествие длилось два года. Верещагин живет в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 года предпринимает трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, и сразу же по возвращении, в апреле 1875, новое продолжительное и трудное путешествие в области, пограничные с Тибетом, - Кашмир и Ладак. Он работает с азартом и одержимостью, не боясь опасностей и риска. Путешествие в Сикким имело целью восхождение на высочайшие вершины Гималаев. Предпринятое вопреки предостережениям в зимние месяцы, путешествие это едва не стоило Верещагину жизни: он чуть не замерз, покинутый проводниками, на высоте 14 000 футов, но даже в этот бедственный момент его, опухшего от мороза, измученного страшными головными болями, не оставляет жгучее желание наблюдать и фиксировать открывающиеся ему поразительные красочные гармонии. "Другой раз надобно придти сюда со свежими силами и сделать этюды всех этих эффектов, их увидишь только на таких высотах... - читаем в путевых очерках. - Кто не был в таком климате, на такой высоте, тот не может составить себе понятия о голубизне неба, - это что-то поразительное, невероятное, краска сильнее всякого чистого кобальта, это почти ультрамарин с небольшою дозою кармина. Розовато-белый снег на этом фоне является поразительным контрастом".
В Индии создано около ста пятидесяти этюдов. Верещагин покорен оригинальностью и высотой ее культуры (в дальнейшем он увидит подобное только в Японии), той "выработанностью во всем", которую он находит и в архитектуре храмов, и в древней настенной живописи, и в ритуальном танце и пантомиме, и в современном костюме и бытовой утвари. После туркестанских ландшафтов с их сухостью и неизменной, ровной солнечностью Индия кажется экзотически яркой, роскошной. Работа на пленэре становится важнейшей для Верещагина, его зрительная восприимчивость необычайно обостряется - он стремится уловить оттенки цвета в зависимости от характера и силы освещения: пишет этюды ранним утром, в сумерках, ночью, на слепящем солнцепеке, в непогоду. Сам характер этюдов меняется, становится более разнообразным - от большеформатных, строго и тщательно проработанных этюдов-картин до легких, беглых зарисовок (Верещагин называет их "набросками"), фиксирующих едва ли не "одно пятно, одно впечатление красок". Верещагин становится еще более изобретательным в передаче света, фактуры, объема: он свободно экспериментирует, пробует различные сочетания красок, различные их плотности, смелые цветовые модуляции. Его палитра окончательно освобождается от условной черноты, колорит приобретает более богатую инструментовку, цвет - невиданную прежде чистоту и яркость.

 Галерея Верещагина:   Стр.1 Стр.2 Стр.3 Стр.4 Стр.5 Стр.6

В начале индийского путешествия у Верещагина возникает замысел создать ряд картин, обобщающих его впечатления от Индии, размышления о прошлом и настоящем этой великой страны. Замысел окончательно оформляется уже в Париже в 1876 году: художник задумывает писать две серии картин или, как он их называет, две "поэмы". "Малая", или "коротенькая", поэма должна была включать сцены современной жизни, национальные типы, пейзажи Индии и мыслилась как прямое продолжение этюдов. "Большая" серия, или "Историческая поэма", задумана как цикл из двух-трех десятков монументальных картин, "где на обширных столбцах, залитых солнцем, предстанет вся история покорения Индии англичанами", как пояснял замысел художника французский художественный критик Кларети. Общий строй и стилистика серий были уже вполне ясны художнику. Каждая из картин "Малой серии" должна была иметь поэтический эпиграф - четверостишие, сочиненное самим художником, а серия в целом - "введение и заключение", по-видимому, также в поэтической форме. Этот грандиозный замысел остался неосуществленным. Работе помешала начавшаяся русско-турецкая война.
По собственной просьбе Верещагин сразу же причислен к штабу русских войск и в апреле 1877 года выезжает из Парижа в действующую армию. Он находится на фронте вплоть до окончания военных действий. В самом начале войны тяжело ранен, едва не умер в госпитале. Не дождавшись выздоровления, осенью 1877 года направляется в Плевну, где оказывается участником ее третьего штурма, стоившего русским войскам тяжелых потерь. В зимние месяцы вместе с отрядом М.Д.Скобелева совершает переход через Балканы и участвует в решающем бою на Шипке у деревни Шейново. В конце войны представлен к награждению "золотой шпагой", однако от награды решительно отказался, заметив впоследствии, что "слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой".

продолжение