<>

Биография Василия Верещагина. История жизни, восьмая страница

"Балканская серия - кульминация творчества Верещагина. Показанная вместе с Индийской серией впервые в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем демонстрировавшаяся (в менявшемся составе и в окружении новых работ) на протяжении 1881-1891 годов во многих городах Европы и Америки, она вновь вызвала огромный интерес к художнику во всем мире. В России серия экспонировалась дважды: в 1880 году в Петербурге и в 1883 - в Москве и Петербурге (с добавлением трех капитальных "плевненских" картин, законченных в 1881 году).

  
   

Биография:

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

   


   

Продавцы
   
   
Продавцы посуды
в Узбекистане
 
  

Верещагин желал, чтобы Балканская и Индийская серии, подобно Туркестанской, были сохранены в полном составе и оставались в России. Достичь этого не удалось. Индийская серия была распродана на выставке в Петербурге в 1880 году; наибольшее количество этюдов - семьдесят восемь - купил П.М.Третьяков. Распродажа балканских картин происходила в 1883 году в Москве - Третьяков оставил за собой три картины: "Шипка-Шейново", "Перед атакой" и "Александр II под Плевной"; в 1887 году он приобрел еще две: "После атаки" и "Побежденные. Панихида". В 1882 году в его галерее, в трех залах специально осуществленной пристройки, была открыта первая экспозиция произведений Верещагина. Она включала в себя полностью Туркестанскую серию и индийские этюды; балканские картины заняли место в экспозиции позже.
После петербургской выставки 1883 года в течение двух лет Верещагин не выступает перед публикой. Нервное напряжение, каким сопровождались работа над Балканской серией и ее показ, отозвалось душевной опустошенностью. "Не думайте, чтобы все пройденное было лишь как с гуся вода: все, все оставило следы, - пишет он в 1882 году Стасову. - Силенки в 40 лет сильно опустились, цель жизни утерялась". Верещагин снова ищет творческого обновления в путешествиях: осенью 1882 года совершает второе путешествие в Индию, а в конце 1883 едет в Сирию и Палестину.
В Палестине написано около пятидесяти этюдов, главным образом виды природы, памятники библейской истории, которые Верещагин не поэтизирует, не стилизует, но стремится зафиксировать с абсолютной достоверностью в их нынешнем состоянии. Он пишет местные типы и сцены быта: арабов, евреев, молящихся у Стены плача, отшельников, приезжающих в Палестину отовсюду, в том числе из России. Человек, лишенный религиозного чувства, он пишет Святую землю исключительно с реальной и исторической точки зрения, освобождая евангельскую легенду от сверхъестественного, перелагая ее "на ясный и понятный язык". В этом ключе решены несколько картин из Священной истории, входивших в Палестинскую серию: "Святое семейство", "Воскресение", "Пророчество" и другие. Пройдет почти столетие, прежде чем Пазолини в фильме "Евангелие от Матфея" утвердит эстетическую и нравственную правомочность подобной интерпретации священного сюжета. Современникам подход Верещагина казался святотатством. Впервые показанные на выставке в Вене в 1885 году евангельские картины произвели скандал. Показ Палестинской серии в России был запрещен. Выступления Верещагина в России надолго прерываются: петербургскую выставку 1883 года отделяет от следующей экспозиции в Москве двенадцать лет.

 Галерея Верещагина:   Стр.1 Стр.2 Стр.3 Стр.4 Стр.5 Стр.6

С середины 1880-х годов Верещагин остро чувствует потребность работать на родине, чаще приезжает в Россию. Особенное значение для него имеет поездка в 1888 году в Москву, Ярославль, Ростов, Кострому. Он глубоко увлечен миром национальной старины, погружен в изучение древнерусского зодчества, приступает к собиранию отечественных древностей и в течение короткого времени создает коллекцию, выдающуюся по художественному и историческому интересу. Неожиданно для современников в середине 1880-х годов он деятельно включается в архитектурную жизнь Москвы: предлагает проект фасада новых Торговых рядов на Красной площади, критически высказывается по поводу проектируемого памятника Александру II в Кремле, пишет воззвание к архитекторам, призывая их изучать старинное русское зодчество и всячески подражать ему в своих постройках.
В 1891 году Верещагин поселяется в Москве, строит на окраине города в Нижних Котлах по собственному проекту дом-мастерскую в виде русской избы. В начале 1890-х он посещает родные места - едет в Вологду и ее окрестности; летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых - "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей". Это оригинальное создание Верещагина, существующее как бы в двух изводах - живописном и литературном. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне: портрет и рассказ-"автобиография" портретируемого складываются в нераздельное целое, словно доказывая возможность синтезирования живописи и литературы.

продолжение