<>

Биография русского художника Василия Верещагина. История жизни, десятая и последняя страница

Верещагин полон творческих планов - и одновременно испытывает безмерную усталость от жизни. "Я просто нервно болен от своих картин и выставок - правда!" - признается он в 1901 году близкому приятелю. Подобные ощущения владеют им уже давно:

   
   

Прогулка в лодке
   
  Прогулка в лодке
   

Казалось, мир мне будет мал,
Все изучить, узнать успею.
Теперь - желаний пыл опал,
Я ясно вижу: не успею!
Не хватит силы все понять,
Не хватит силы все увидеть...

Верещагина томит предчувствие угасания творческих сил, исчерпанности того дела, которому он посвятил свою жизнь. В одной из статей, написанных в последние годы, Верещагин касается вопроса о будущем русского искусства. Он полагает, что реализм вскоре с неизбежностью станет вчерашним днем, что роль новаторов переходит к молодому поколению - "к импрессионистам, символистам, декадентам", которые пока еще идут ощупью, но, безусловно, выработают собственную концепцию искусства, и, весьма вероятно, "к середине XX столетия нас зачислят в разряд старых колпаков, идеалистов". Верещагин относится к этой перспективе без раздражения. Он не отвергает новых художественных исканий - напротив, считает их законными и необходимыми.

 Галерея Верещагина:   Стр.1 Стр.2 Стр.3 Стр.4 Стр.5 Стр.6

Василий Верещагин был сложным, сильным, непростым человеком. Решительно-безжалостная трезвость суждений и взглядов сочетается в нем с утопической верой в действенность нравственной проповеди средствами искусства. Принятая на себя миссия "учителя жизни" нередко приходит в столкновение с эгоцентризмом натуры и высокомерным третированием "толпы", равно как призыв к милосердию, сочувствие к чужому страданию - с пристрастием наблюдать и показывать жизнь в ее жестоких подробностях. Но при всех крайностях и контрастах этой сложной русской души в Верещагине неизменно ощутимы оригинальность, смелость и высота натуры, та своеобразная грандиозность личности, которая побудила Репина в траурной речи о художнике назвать его "сверхчеловеком". Какие бы критические суждения ни высказывали о Верещагине современники, не возникало сомнений, что в его лице русское искусство имеет одного из самых самобытных своих деятелей. Чем далее идет время, тем явственнее масштаб этой личности. Художественный мир Верещагина не тускнеет, а многие из его идей, которые казались современникам отвлеченными и парадоксальными, мир без войн, грядущая трагедия социализма, колонизационная политика России и межнациональные конфликты, могущие возникнуть на этой почве, решение споров между государствами на уровне мирового сообщества - пожалуй, только теперь могут быть оценены в своей провидческой сущности.

Текст биографии - Яков Владимирович Брук (Государственная Третьяковская Галерея).

на первую страницу биографии