<>
Серия "Варвары" и некоторые другие произведения Василия Верещагина

Небольшая серия "Варвары" входила в состав "Туркестанской серии", но Верещагин решил выделить ей и самостоятельное значение. Существенно, что почти ни в одной из картин Верещагин не изображает собственно батальные сцены. Он пишет моменты, либо предшествующие сражению, либо последующие за ним, - будни, "психологическую сторону" войны, по выражению Тургенева. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Верещагин отбрасывает взгляд на войну с позиций высшей военной касты, показывает то, что остается за рамками официальных реляций. Старая баталистика представляла войну полководцев и армий, у Верещагина - война роты, взвода, отдельного солдата. Как и у Толстого, у него теряется, сводится чуть ли не к нулю значение людей, стоящих во главе событий. Война раскрывается как проблема народной жизни. "Мне как-то обидно было, когда называли эти картины батальными, - писал о Балканской серии художник, - что за академическая кличка! - картины русской жизни, русской истории..." Уже в Туркестанской серии обозначилась важнейшая особенность верещагинских батальных полотен - то, что Стасов и Крамской определили как "хоровое начало" в них. Верещагин предстает в них как живописец мощных "народных хоров". Хорошо понимая психологию отдельного человека на войне, он тяготеет к передаче коллективных психологических состояний. "Хоры" его картин - это "хоры" людей одной судьбы, сплоченных общей опасностью или страданием. Таковы цепи русских солдат, залегших в ожидании сигнала к атаке ("Перед атакой. Под Плевной"), или огромная масса людей, разместившаяся прямо на земле под открытым небом ("После атаки. Перевязочный пункт под Плевной"). Такова в известном смысле и картина "Побежденные. Панихида" -центральная картина серии: полковой священник в закатный час отпевает поле павших - великое множество русских солдат, изувеченные тела которых, едва присыпанные землею, схоронены в помертвелой, сухой траве.

  
  

» Картины, часть 1
» Картины, часть 2
» Картины, часть 3
» Картины, часть 4
» Картины, часть 5
» Картины, часть 6
   

Шпион

Немецкий шпион
Пикет

Пикет на Балканах
Башибузуки

Два ястреба. Башибузуки, 1883
На Шипке

На Шипке все спокойно, 1893
Мавзолей

Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир, 1890
Садовая калитка

Садовая калитка в Чугучаке
Старшина

Старшина деревни Ходжагент
Улица в деревне Ходжагент

Улица в деревне Ходжагент
Тадж Махал

Мавзолей Тадж Махал близ Агры, 1874
храм

Браминский храм в Адельнуре, 1874-1876
Божества

Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме
Гималаи

Гималаи. Главная вершина, 1875
В опиумной лавочке

Политики в опиумной лавочке
Хор дервишей

Ташкент. Хор дервишей. Просят милостыню
Дервиши

Ташкент. Дервиши в праздничных нарядах во время праздничного праздника
Киргиз

Киргиз, 1870
Трофеи

Представляют трофеи
Лучник

Бухарский солдат (сарбаз). 1873
Афганец

Афганец. 1867-1868
Двери Тамерлана

Двери хана Тамерлана (Тимура), 1875
Наполен и маршал

Наполен и маршал Лористон, 1900
Расстрел

С оружием в руках - расстрелять!
Паперть

Ярославль. Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Наполен у Москвы

Наполен у Москвы. В ожидании депутации бояр
Продавцы

Продавцы посуды в Узбекистане
Трофеи

Представляют трофеи
Нищие

Нищие в Самарканде
Дутарист

Дутарист, 1870
Врасплох

Нападают врасплох
Апофеоз войны

Апофеоз войны. 1871 (Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим)
Солдаты

Высматривают
Победа

Торжествуют - окончательный вариант


Картины, часть 4