<>

Биография русского художника Василия Верещагина, страница вторая

Верещагин сформировался в 1860-е годы под сильнейшим влиянием просветительской идеологии и позитивистской философии. Отсюда коренные основы его мировоззрения: безусловный материализм, атеизм, глубокий интерес к науке, тяга к положительному знанию, вражда ко всему казенному, вера в образование, цивилизацию и прогресс. В его личности и убеждениях на всю жизнь осталось нечто от нигилиста-шестидесятника - он наделен "живучестью замечательной" (Верещагин любит это базаровское словцо), доверяет только личному опыту, действует лишь по собственному разумению, враг всех унаследованных и готовых понятий - будь то житейские правила, или святыни казенного самосознания, или старые эстетические нормы. В нем постоянно живет склонность к дерзкой эскападе.

  
   

Биография:

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

   


Гардемарином флота, перед которым открывалась блестящая карьера, он, вопреки советам, исполненным здравого смысла, бросает службу, поступает в Академию художеств, с тем чтобы, проучившись там пару лет, не окончив курса, уйти оттуда и "уже наверное не возвращаться к этой чепухе...". Под "чепухой" он разумеет незыблемые основания академического образования и эстетики.
Собственное его образование хотя и не вполне систематично, но очень серьезно и обширно. Это человек, с пытливым вниманием относящийся к самым разным областям и проявлениям жизни, во многих отраслях знания пришедший к собственным, весьма оригинальным суждениям и выводам. Интересы Верещагина широки: история и военное дело, социология и этнография, философия и естествознание, эстетика и путешествия. "Его, не скажу, образованность, а осведомленность была огромная, - свидетельствует Нестеров. - Он говорил свободно обо всем. Говорил умно, дельно". В 1890-е годы, окончательно переселившись в Россию, Верещагин много выступает в прессе по самым различным поводам и вопросам жизни: публикует путевые очерки, этнографические заметки, воспоминания, художественные и политические обзоры.

   

Солдат
   
   
Смертельно раненный 
  

Мир в представлении Верещагина существует как живое нераздельное целое, где все объединено безусловной внутренней связью, перед которой становятся относительными перегородки между учеными разных специальностей, не говоря уже о рамках, разделяющих художников на "историков, жанристов, баталистов, пейзажистов, а также новейшее разделение на импрессионистов, символистов и др." Он воспринимает природу как единство, народы мира как сообщество, а Землю как общий дом человечества. История человечества есть прежде всего история цивилизации - все более широкого, углубляющегося, благотворного воздействия на мир и жизнь людей достижений научного и технического прогресса. Верещагин стоит на европоцентристской позиции, он убежден в высокой цивилизаторской миссии Европы и России по отношению к странам Востока и Азии. В то же время пренебрежение цивилизованного общества ко всему тому, что находится на "низшей ступени развития", по его убеждению, глубоко ошибочно, ибо тем самым человечество недопустимо ограничивает свой жизненный опыт. И в быте туземных народов, и даже в мире животных, во всем, что живет не по законам разума, но руководствуясь "инстинктом", кроется гигантский, во многом еще не освоенный жизненный опыт, "веками нажитый и передаваемый от поколения к поколению разум". Поэтому столь важным представляется Верещагину изучение всех человеческих цивилизаций под всеми широтами мира.
Верещагин убежден в том, что прогресс в современном искусстве впрямую связан с развитием естественных и точных наук. Он движим стремлением уравнять искусство и науку в объективности отражения действительности. Искусство, как и наука, должно сообщать точное знание о мире. В его основе должна лежать правда факта. Писать следует только то, что художник сам наблюдал, чему был прямым свидетелем, еще лучше - участником. Отсюда твердые творческие установки, которым Верещагин верен всю жизнь: обязательная работа с натуры, точное воспроизведение освещения, места, времени, при которых происходило событие, фиксация всех подробностей обстановки, костюма, пейзажа, архитектуры, - иными словами, "самое строгое обращение со всеми деталями творчества", как провозглашает сам художник.

"Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя" - вот заветная цель его творческих устремлений. Поэтому художника так привлекает фотография. Она кажется ему надежным средством оставаться на почве факта. Верещагин ценит фотографическую точность изображения, которую воспринимает как нечто аналогичное "доказательности" в естественных науках, и намеренно стремится к тому, чтобы его живопись не проигрывала рядом и в сравнении с фотографией. Так складывается его живописный метод, в своем роде единственный в русском искусстве второй половины ХIХ века, как бы спорящий в правдоподобии и объективности воспроизведения натуры с фотомеханической ее фиксацией.

продолжение