<>
Василий Верещагин. Галерея картин, не вошедших в серии и выставки

Чтобы написать эти картины, нужно было уйти от прежних приемов сочинения. "Вид этих груд человеческих существ, - пишет Верещагин, - неминуемо должен был оказать живое влияние на художественную сторону замысла". Так возникает живописно-пластическая система балканских картин, во многих отношениях новая, по сравнению с Туркестанской и Индийской сериями. Балканские картины не представляют законченный цикл событий - это, скорее, куски жизни, срезы действительности. Они не связаны между собой временной или смысловой последовательностью - в них господствует настоящее время; переходя от картины к картине, мы движемся как бы вместе с потоком реального. Эстетическим идеалом Верещагина становится живописное повествование с минимумом художественной условности. Традиционная построенность полотна представляется ему невозможной. Пространство картины размыкается, становится более глубоким и емким, композиция - более свободной, не скованной, как это еще было в Туркестанской серии, традиционной центричностью. Мир картины выглядит менее дробным и расчлененным: фигуры и группы сцепляются, "наплывают" одна на другую, "стыки" между ними не подчеркиваются, а маскируются. Манера письма становится более обобщенной. Колорит утрачивает локальную пестроту и обретает неизвестную прежде тональную цельность и выдержанность. "За "Перевязочным пунктом", между нами сказать, я крепко бился, - пишет Верещагин Третьякову, - почти уже кончивши, все снова переписал, рубашки на мундиры и обратно. Чуть не каждый день собирался рвать ее, но, в конце концов, кажется добился того, что и правда не утеряна, и глазу не больно смотреть на эту пестроту рубах и мундиров - задача нелегкая, как видите, потруднее эффектов восточной жизни с заранее прибранными цветами и тонами".

  
  

» Картины, часть 1
» Картины, часть 2
» Картины, часть 3
» Картины, часть 4
» Картины, часть 5
» Картины, часть 6

   

Мусульманин

Мусульманин
Священник

Священник парс (огнепоклонник). Бомбей
Торговец

Бания (торговец). Бомбей. 1874-1876
Молитвенный барабан

Непал. Молитвенный барабан, 1875
Убитые

После неудачи
Допрос

Допрос перебежчика, 1888
В парке

В парке
Старуха

Старуха-нищенка девяносто шести лет
Развалины

Развалины театра в Чугучаке
Верблюд

Верблюд во дворе караван-сарая, 1869-1870
Развалины

Развалины китайской кумирни. Ак-Кент
Развалины в Чугучаке

Развалины в Чугучаке
Cвященник

Японский священник, 1904
Японка

Японка, начало 1900-е годы
Японка

Японка, 1903
Нищий

Японский нищий, начало 1900-х годов
Победители

Победители
Шипка

Шипка Шейново, 1879
Снежные траншеи

Снежные траншеи (Русские позиции на Шипкинском перевале)
Дунай

Пикет на Дунае
Совар

Совар-правительственный посыльный
Сикким

Сикким. Индийские мотивы, 1870-е годы
Гробница

Гробница Шейха Селима Чешти в Фатехпур Сикри, 1875
Гималаи

Гималаи вечером, 1875
girl

Киргизская девушка, 1888
Солдат

Солдат на снегу
Ворота

Тамерлановы ворота
Бурлак

Бурлак с шапкою в руке. 1866


Картины, часть 1