<>

Василий Верещагин. Галерея картин и рисунков. Часть вторая

Успех Туркестанской серии и прочих серий Верещагина в России был громадным. "По моему мнению, это - событие. Это завоевание России, гораздо большее, чем завоевание Кауфмана", - резюмирует общественное мнение Крамской. Необходимость сделать серию общественным достоянием не вызывала сомнений, однако вопрос осложнялся тем, что Верещагин ставил непременным условием приобретение коллекции в ее полном составе. То, что не сделал ни двор, ни государственные учреждения, совершил частный человек - московский собиратель П.М.Третьяков, купивший в 1874 году Туркестанскую серию за девяносто две тысячи рублей серебром и открывший ее для широкой публики сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а затем после пристройки новых залов специально для верещагинской серии - у себя в галерее.

Туркестанская серия произвела на современников ошеломляющее впечатление. То, что показал Верещагин, было ново, оригинально, неожиданно: это был целый неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя, всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью. Многим из художников (в их числе Перову, Чистякову, поначалу Репину) Туркестанская серия казалась инородной и даже чужеродной в русском искусстве, "цветными заплатками" на его строгих одеждах, но преобладающим стало мнение, выраженное Крамским: Туркестанская серия - блестящий успех новой русской школы, ее безусловное достижение, "высоко поднимающее дух русского человека", заставляющее сердце биться "гордостью, что Верещагин русский, вполне русский".

  
  

» Картины, часть 1
» Картины, часть 2
» Картины, часть 3
» Картины, часть 4
» Картины, часть 5
» Картины, часть 6

   

Двери Тамерлана

Двери хана Тамерлана (Тимура), 1875
Солдат

Смертельно раненный
Девушка

Портрет бачи
Киргиз

Киргиз, 1870
В госпитале

В госпитале. 1901
Письмо

Письмо матери
Болезнь

Письмо прервано
Смерть

Письмо осталось неоконченным
Ночной привал

Великая армия. Ночной привал
КРнец битвы

Конец Бородинской битвы, 1900
Отступление

Отступление. Бегство на большой дороге
Бородинское поле

Наполен на Бородинском поле
Солдат

Туркестанский солдат в зимней форме
Индиец

Индиец, 1871
Узбекская женщина

Ташкент. Узбекская женщина
Евнух

Евнух у дверей Гарема, 1888
Под Шипкой

Скобелев под Шипкой
Перед атакой

Перед атакой. Под Плевной
После атаки

После атаки. Перевязочный пункт под Плевной
Телега

Телега для раненых
Факир

Индийский факир
Всадник-воин

Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881
Всадник

Всадник в Джайпуре. Около 1880
Монастырь

Монастырь в скалах. Ладакх, Северная Индия, 1875
Паперть

Ярославль. Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Река

Северная Двина
Море

Морское море
Сельская церковь

Паперть сельской церкви. В ожидании исповеди
Людоед

Тигр-людоед, 1890-е годы
Панихида

Побежденные. Панихида по павшим воинам
Переход

Переход колонны Скобелева М.Д. через Балканы
Редут

Угол турецкого редута, взятого Скобелевым 30 августа


Картины, часть 3