Успех Туркестанской серии и прочих серий Верещагина в России был громадным.
"По моему мнению, это - событие. Это завоевание России, гораздо большее, чем завоевание Кауфмана", - резюмирует общественное мнение Крамской. Необходимость сделать серию общественным достоянием не вызывала сомнений, однако вопрос осложнялся тем,
что Верещагин ставил непременным условием приобретение коллекции в ее полном составе. То, что не сделал ни двор, ни государственные учреждения, совершил частный человек - московский собиратель П.М.Третьяков, купивший в 1874 году Туркестанскую серию
за девяносто две тысячи рублей серебром и открывший ее для широкой публики сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а затем после пристройки новых залов специально для верещагинской серии - у себя в галерее.
Туркестанская серия произвела на современников ошеломляющее впечатление. То, что показал Верещагин, было ново, оригинально,
неожиданно: это был целый неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя,
всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью.
Многим из художников (в их числе Перову, Чистякову, поначалу Репину) Туркестанская серия казалась инородной и даже чужеродной в русском искусстве, "цветными заплатками" на его строгих одеждах,
но преобладающим стало мнение, выраженное Крамским: Туркестанская серия - блестящий успех новой русской школы, ее безусловное достижение, "высоко поднимающее дух русского человека", заставляющее сердце биться "гордостью, что Верещагин русский, вполне русский".
|
|
|
» Картины, часть 1
» Картины, часть 2
» Картины, часть 3
» Картины, часть 4
» Картины, часть 5
» Картины, часть 6
|
|